Уже полгода мы помогаем Ольге Кошелевой, маме пятерых детей из Электрогорска. Долгие годы она терпела оскорбления и побои от бывшего мужа. Каждый семейный вечер для нее превращался в пытку, а правоохранительные органы были глухи к мольбам о помощи. Ольга смогла освободиться от своего мучителя лишь после того, как он чуть не убил ее, а потом попытался растлить собственную дочь.
(Имена героев истории по их просьбе были изменены)
Наверное, я его любила
Ольга познакомилась с будущим мужем в 2001 году. Тогда девушка встречалась с другим молодым человеком, но яркий, интересный и настойчивый Илья смог быстро завоевать ее сердце.
— Поначалу все было хорошо, — вспоминает Ольга. — Но потом не стало моей мамы, и Илью как подменили.
Спустя несколько дней после похорон он ударил ее впервые. Ольга так и не поняла, за что. К тому моменту у пары уже был сын. Мальчика назвали Сергеем.
— И я простила Илью. Сейчас даже не знаю, почему. Мы тогда жили в квартире вместе с моим отцом и сестрой. Она говорила мне: «Не прощай! Ни за что не прощай!», — а я простила. Не могла по-другому. Наверное, тогда я еще любила его.
После рождения Сережи прошло чуть больше года, и на свет появился Слава. А Илья все чаще пил и сильнее бил Ольгу на глазах у ее родных. Каждый раз они вызывали полицию, мужчину забирали на пару часов, но потом отпускали.
— Он возвращался домой еще злее, чем был, и бил снова. Опять звонили в полицию, к нам опять приезжали, забирали его. И так по кругу. Полицейские только руками разводили: ведь никаких серьезных травм и переломов не было.
Ольга верила: рано или поздно Илья изменится. Оставить отца своих детей она не могла — любила и жалела его, старалась сделать его жизнь спокойной и беззаботной, надеясь, что это поможет ему успокоиться и остепениться. Но ее родные этой веры не разделяли. Терпеть Илью в своем доме они отказывались.
Ты не мой сын
Несколько лет они переезжали с одной съемной квартиры на другую. Содержание семьи полностью легло на ольгины плечи. Илья раз от раза устраивался на работу, но денег в дом не приносил и долго ни на одном месте не продержался.
— За год до рождения третьего ребенка мы вместе пришли на завод. Но буквально через пару месяцев после рождения дочки Алевтины Илья махнул на все рукой.
Через пять лет после рождения девочки в семье появился четвертый ребенок — маленький Егор. Вспоминая свою жизнь в то время, Ольга задается одним вопросом: почему она не ушла тогда или еще раньше? И сама себе отвечает: если сначала любила, то последние годы она очень боялась мужа.
— Мы все его боялись. Еще до рождения Егора он начал бить не только меня, но и детей. Больше всего доставалось Сереже. В пьяном угаре Илья кричал ему: «Ты не мой сын! Нагулянный!», — а потом лупил его. Первый раз избил, когда застал Сережу с сигаретой. У сына на спине были огромные синяки. Я сфотографировала их и поехала в Комиссию по делам несовершеннолетних искать помощи. Инспектор, выслушав нас, только руками развела. Сказала: «Вы же сами такого выбрали. Сами и разбирайтесь».
К тому времени у Ольги появилась возможность исполнить давнюю мечту — обзавестись своим жильем. Продав участок земли, выделенный ей, как многодетной матери, и прибавив материнский капитал, она наскребла на двухкомнатную хрущевку в подмосковном Электрогорске.
— Илья занял отдельную комнату, а нам с детьми досталась большая. Мы поставили в ней двухярусную кровать для старших мальчиков, а я с Алей и Егором спала на двуспальном диване. Но однажды Илья эту кровать сломал. Он снова пришел домой пьяный и начал бить Сережу. Тот прятался от него на втором ярусе. Чего тогда только не было… Муж даже бросал в сына пылесос. В итоге Илья просто оборвал этот ярус. И потом Сереже долгое время приходилось спать на матрасе прямо на полу.
Не было сил терпеть
Каждый день был похож на предыдущий. Утром Илья просыпался и уходил к друзьям, а вечером возвращался пьяным домой, устраивал дебош и избивал Ольгу и детей.
— Постоянно орал, что я гулящая, что изменяю ему. Мне было очень стыдно, ведь все это слышали соседи. Когда я лежала с Егором в роддоме, он пришел даже туда. Увидел, что один из врачей — мужчина, и устроил скандал. Обвинял меня, что я с доктором развлекаюсь, пока он не видит.
Муж пил и бил, бил и снова пил. Утром на все обвинения жены он всегда отвечал, что та все выдумала, а он такого не помнит.
— Есть видео, где он бьет Славу. Для комиссии снимала, как доказательство. Там видно, как дети его боятся. Мы все в страхе жили. Соседи постоянно вызывали полицию. Но все было по старому сценарию: приезжал наряд, забирал мужа, а потом его возвращали обратно. Если переломов нет, синяки не в счет.
В 2019 году Ольга подала на развод. Женщина боялась, что муж рано или поздно просто убьет или ее, или детей.
— Но уезжать из квартиры он не собирался, только пить начал еще сильнее. Илья стал постоянно пугать нас, что продаст свою долю гастарбайтерам, запустит сюда толпу чужих людей, жизни нам не даст. Никаких сил выносить это у меня уже не было.
Вместе с детьми Ольга регулярно приезжала в Комиссию по делам несовершеннолетних, обращалась в опеку. Но все жалобы остались без ответа. В ее доме ни разу не было никаких проверок. Помощь так и не пришла.
Будешь, как мама!
Ольга боялась не зря. В итоге Илья чуть не зарубил свою семью топором.
— Он пришел в одиннадцать и, конечно, был страшно пьян. Опять орал на меня матом, обвинял в изменах. Он даже в суде говорил, что я нашла себе другого и просто хочу от него избавиться. Когда бы успела, если у нас четверо детей? А в то время я снова была беременна. Ждала пятого ребенка.
Илья страшно кричал, угрожал, лупил по мебели и стенам, а потом схватился за топор.
— Я стояла в коридоре, что-то говорила ему, пыталась успокоить. И тогда он метнул топор в меня. Как я увернулась, сама не знаю. Закричала, начала звать старших сыновей на помощь. Топор врезался в стену рядом с моей головой.
Крики услышала соседка и вызвала полицию. На Илью завели уголовное дело.
— Среди полицейских был Юрий Жуков. Его нам, наверное, бог послал. Пока он не появился, никому мы были не нужны. Это он завел на Илью дело о нападении и угрозе убийством.
Первая статья для Ильи оказалась не единственной. 1 августа 2019 года Ольга вместе с детьми ездила в полицию, чтобы подписать документы и ознакомиться с материалами дела. Вечером напившийся муж снова явился домой и закатил скандал.
— Слава с Сережей вечером ушли на футбол. Аля и Егор остались со мной. Я как раз была в ванной, купала сына, когда появился Илья. Он требовал ужин, орал, буянил на кухне. Туда прибежала дочка. Ей тогда было 9 лет. Она кричала: «Папа, хватит! Надоел!». Илья схватил ее за руку так, что она испугалась: вдруг сломает?
Девочка убежала в ванную к матери. Следом туда вошел отец. Аля оказалась между родителями. Что было дальше, Ольга рассказывает с трудом.
— Она кричала ему, чтобы он успокоился, пыталась оттолкнуть, мешала ему добраться до меня. А он плюнул ей в лицо, и так вышло, что попал еще и в Егора. А потом… Потом Илья снял штаны. Я едва успела закрыть Але глаза и крикнуть, чтобы она отвернулась. А муж взял свой орган в руку, тряс им и кричал дочери: «Смотри! Сейчас будешь работать с ним, как мама! Поняла?».
Аля рыдала. Ольга кричала на мужа. Их обеих трясло от страха. Но все же женщине удалось вызвать полицию. Илья ждал прибытия наряда, лежа на кровати с сигаретой в зубах. Когда вошли полицейские, он затушил ее об ковер и уехал с ними в отделение. Тогда он не знал, что больше не вернется.
Мы хотим забыть о нем
На следующий день Ольга с дочерью пришла в полицию, чтобы снова поговорить с инспектором по делам несовершеннолетних. На месте его не оказалось.
— Нас отправили к дежурному. Он снова попытался отмахнуться от нас, но рядом оказался тот полицейский, Юрий Жуков. Услышав обрывки разговора, он пригласил нас в свой кабинет. Там я подробно рассказала все, что произошло.
Жуков отнесся к делу серьезно. Он не раз сам приезжал в квартиру Ольги забирать ее пьяного мужа после очередного дебоша. В тот раз полицейский твердо решил: этот человек больше не будет угрожать своей жене и детям. Жуков собрал коллег, и после непродолжительного совещания на Илью завели новое уголовное дело — о совершении действий сексуального характера в отношении дочери.
— Ему дали 12 лет, а мы, наконец, почувствовали себя в безопасности. Следствие длилось около года. В суде Илья вел себя развязно, вызывающе и снова обвинял меня в клевете. Он утверждал, что никогда не пил и не распускал руки, а я вру, чтобы ему за что-то отомстить. Но экспертизы все подтвердили.
Пока Илья находился в СИЗО, он писал детям письма. Там снова обвинял жену в предательстве и лжи. После апелляции, прошедшей в октябре 2020 года, приговор вступил в законную силу. Илья отправился по этапу и писать перестал. Ольга не знает, где отбывает наказание бывший муж, да и не хочет знать.
— Еще долго мы с Алечкой вздрагивали от любого шороха, от звука шагов в подъезде. Мы знали, что его посадили, но все равно боялись: вдруг вернется? До сих пор я иногда просыпаюсь по ночам, вспоминаю этот кошмар и плачу, пока дети этого не видят.
Новая жизнь
Со временем Ольга перестала бояться возвращения мужа. Аля прошла курс занятий с психологом, пришла в себя и погрузилась в учебу и спорт. Сейчас ей 10 лет. Она хорошо учится и дважды в неделю занимается в волейбольной секции.
Старший сын Ольги, Сергей осенью 2020 года ушел в армию. Ему исполнилось 18 лет. Слава закончил школу, но дальше учиться не стал.
— Он решил устроиться на работу. Сейчас трудится на заводе подсобным рабочим, помогает мне.
В декабре прошлого года у Ольги родился пятый ребенок — сын Сашенька. Мизерные декретные выплаты, маленькая зарплата Славы и государственные пособия, ряд которых долго не удавалось оформить, — вот и весь бюджет большой семьи.
— За нами присматривал соцработник, который рассказал мне про фонд «Реликт». Сказал, что там помогают таким, как мы. Он передал сотрудникам фонда мой телефон. Так, как нам помогли они, не помогал никто и никогда.
Сотрудники фонда привозили самое необходимое — продукты, памперсы, игрушки. Однажды подарили даже коляску для маленького Саши и теплые зимние вещи для всей семьи.
— Ольга была одной из первых наших подопечных, — рассказывает руководитель «Реликта» Татьяна Романова. — Теперь мы регулярно помогаем ее семье. Раз в месяц наши волонтеры отправляют ей продуктовые наборы, детское питание, покупают для детей одежду и обувь. Но это не все. Человеку, пережившему подобное, необходима не только материальная, но и психологическая поддержка.
Фонд помог найти психологов для Ольги и Алечки. С девочкой работают специалисты проекта «Тебе поверят».
— С помощью журналиста и общественного деятеля Екатерины Винокуровой мы смогли достучаться до местных властей и органов соцзащиты, — продолжает Татьяна. — Наконец, получилось оформить детские пособия, в которых раньше постоянно отказывали.
Фонд «Реликт» продолжит помогать семье Ольги, сколько потребуется. Но сейчас для нее и детей самое главное — поверить, что жизнь может быть совсем не похожа на то, к чему они привыкли за столько лет.
— Дети спасают меня, — признается Ольга. — Как бы ни было тяжело, когда я смотрю на них, как они бегают, играют, смеются, становится легко и радостно. Появляется надежда, что все у нас будет хорошо. Тем более теперь, когда есть люди, которые нас не оставят.
Текст: Анна Поваго, ИД «Коммерсантъ», специально для фонда «Реликт».
Наш фонд помогает семье Кошелевых продуктами и одеждой для детей. Пожалуйста, подпишитесь на регулярное пожертвование на небольшую сумму или сделайте разовое пожертвование чтобы мы и дальше могли поддерживать эту удивительную семью.
Публичная оферта о заключении договора пожертвования
Благотворительный фонд "Реликт" (Председатель: Федяров Алексей Владимирович),
предлагает гражданам сделать пожертвование на ниже приведенных условиях:
1. Общие положения
1.1. В соответствии с п. 2 ст. 437 Гражданского кодекса Российской Федерации данное предложение является публичной офертой (далее – Оферта).
1.2. В настоящей Оферте употребляются термины, имеющие следующее значение:
«Пожертвование» - «дарение вещи или права в общеполезных целях»;
«Жертвователь» - «граждане, делающие пожертвования»;
«Получатель пожертвования» - «Благотворительный фонд "Реликт"».
1.3. Оферта действует бессрочно с момента размещения ее на сайте Получателя пожертвования.
1.4. Получатель пожертвования вправе отменить Оферту в любое время путем удаления ее со страницы своего сайта в Интернете.
1.5. Недействительность одного или нескольких условий Оферты не влечет недействительность всех остальных условий Оферты.
2. Существенные условия договора пожертвования:
2.1. Пожертвование используется на содержание и ведение уставной деятельности Получателя пожертвования.
2.2. Сумма пожертвования определяется Жертвователем.
3. Порядок заключения договора пожертвования:
3.1. В соответствии с п. 3 ст. 434 Гражданского кодекса Российской Федерации договор пожертвования заключается в письменной форме путем акцепта Оферты Жертвователем.
3.2. Оферта может быть акцептована путем перечисления Жертвователем денежных средств в пользу Получателя пожертвования платежным поручением по реквизитам, указанным в разделе 5 Оферты, с указанием в строке «назначение платежа»: «пожертвование на содержание и ведение уставной деятельности», а также с использованием пластиковых карт, электронных платежных систем и других средств и систем, позволяющих Жертвователю перечислять Получателю пожертвования денежных средств.
3.3. Совершение Жертвователем любого из действий, предусмотренных п. 3.2. Оферты, считается акцептом Оферты в соответствии с п. 3 ст. 438 Гражданского кодекса Российской Федерации.
3.4. Датой акцепта Оферты – датой заключения договора пожертвования является дата поступления пожертвования в виде денежных средств от Жертвователя на расчетный счет Получателя пожертвования.
4. Заключительные положения:
4.1. Совершая действия, предусмотренные настоящей Офертой, Жертвователь подтверждает, что ознакомлен с условиями Оферты, целями деятельности Получателя пожертвования, осознает значение своих действий и имеет полное право на их совершение, полностью и безоговорочно принимает условия настоящей Оферты.
4.2. Настоящая Оферта регулируется и толкуется в соответствии с действующим российском законодательством.
5. Подпись и реквизиты Получателя пожертвования
Благотворительный фонд "Реликт"
ОГРН: 1197700004226
ИНН/КПП: 9725005348/772501001
Адрес места нахождения: 119071, Москва г, Калужская М ул, дом № 27, квартира 12
Банковские реквизиты:
Номер банковского счёта: 40703810202360000021
Банк: АО "АЛЬФА-БАНК"
БИК банка: 044525593
Номер корреспондентского счёта банка: 30101810200000000593
Председатель
Федяров Алексей Владимирович
Согласие на обработку персональных данных
Пользователь, оставляя заявку, оформляя подписку, комментарий, запрос на обратную связь, регистрируясь либо совершая иные действия, связанные с внесением своих персональных данных на интернет-сайте https://fond-relikt.ru, принимает настоящее Согласие на обработку персональных данных (далее – Согласие), размещенное по адресу https://fond-relikt.ru/personal-data-usage-terms/.
Принятием Согласия является подтверждение факта согласия Пользователя со всеми пунктами Согласия. Пользователь дает свое согласие организации «Благотворительный фонд "Реликт"», которой принадлежит сайт https://fond-relikt.ru на обработку своих персональных данных со следующими условиями:
Пользователь дает согласие на обработку своих персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
Согласие дается на обработку следующих персональных данных (не являющимися специальными или биометрическими):
• фамилия, имя, отчество;
• адрес(а) электронной почты;
• иные данные, предоставляемые Пользователем.
Персональные данные пользователя не являются общедоступными.
1. Целью обработки персональных данных является предоставление полного доступа к функционалу сайта https://fond-relikt.ru.
2. Основанием для сбора, обработки и хранения персональных данных являются:
• Ст. 23, 24 Конституции Российской Федерации;
• Ст. 2, 5, 6, 7, 9, 18–22 Федерального закона от 27.07.06 года №152-ФЗ «О персональных данных»;
• Ст. 18 Федерального закона от 13.03.06 года № 38-ФЗ «О рекламе»;
• Устав организации «Благотворительный фонд "Реликт"»;
• Политика обработки персональных данных.
3. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия с персональными данными: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение.
4. Передача персональных данных, скрытых для общего просмотра, третьим лицам не осуществляется, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
5. Пользователь подтверждает, что указанные им персональные данные принадлежат лично ему.
6. Персональные данные хранятся и обрабатываются до момента ликвидации организации «Благотворительный фонд "Реликт"». Хранение персональных данных осуществляется согласно Федеральному закону №125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» и иным нормативно правовым актам в области архивного дела и архивного хранения.
7. Пользователь согласен на получение информационных сообщений с сайта https://fond-relikt.ru. Персональные данные обрабатываются до отписки Пользователя от получения информационных сообщений.
8. Согласие может быть отозвано Пользователем либо его законным представителем, путем направления Отзыва согласия на электронную почту – romanova.foundation@gmail.com с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных». В случае отзыва Пользователем согласия на обработку персональных данных организация «Благотворительный фонд "Реликт"» вправе продолжить обработку персональных данных без согласия Пользователя при наличии оснований, указанных в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона №152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г. Удаление персональных данных влечет невозможность доступа к полной версии функционала сайта https://fond-relikt.ru.
9. Настоящее Согласие является бессрочным, и действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п.7 и п.8 данного Согласия.
10. Место нахождения организации «Благотворительный фонд "Реликт"» в соответствии с учредительными документами: 119071, Москва г, Калужская М ул, дом № 27, квартира 12.