В Общественной палате предложили не лишать пособия по уходу за ребенком с инвалидностью первой группы тех родителей, которые вынуждены работать. Член Общественной палаты и председатель Национального родительского комитета Ирина Волынец рассказала «Таким делам», почему для российских семей эта мера необходима.
Полноценное трудоустройство
Сейчас пособие для ухода за детьми с инвалидностью первой группы составляет 10 тысяч рублей в месяц и приравнивается к полноценному трудоустройству. Если родители начинают выполнять любую оплачиваемую работу, вне зависимости от дохода, они лишаются права получать это пособие. Даже если они разово заработали тысячу рублей или один рубль, подчеркивает Ирина.
В то же время родителям необходимо тратить средства на реабилитацию детей. «Такие дела» рассказывали историю жительницы Краснодара Станиславы Войцеховской, которую лишили пособия по уходу за ребенком с инвалидностью из-за монетизации блога на «Яндекс.Дзен». Она перечисляла, сколько средств ей требуется на адаптацию ребенка с РАС: месяц занятий ABA-терапией обходится в 16—20 тысяч рублей, адаптивная гимнастика — в 3,2 тысячи рублей, а месяц индивидуальных занятий в бассейне — в 2,4 тысячи рублей.
При этом в некоторых регионах до сих пор не реализованы программы бесплатной профильной помощи для детей с подобными диагнозами и родители вынуждены оплачивать все занятия самостоятельно. В связи с этим в Общественной палате предложили сохранить пособие для родителей детей с инвалидностью, если их ежемесячный доход не будет превышать один МРОТ.
«В это финансово сложное время мы не просим каких-либо дополнительных выплат, не просим обеспечить всех детей полным комплексом бесплатных необходимых им занятий для реабилитации и социальной адаптации. Мы понимаем, что это совершенно невозможно. Мы просим только не лишать пособия по уходу за ребенком тех родителей, которые не имеют возможности для полноценного трудоустройства, однако могут иметь небольшие источники дохода в режиме самозанятости», — рассказала Ирина.
Работать, пока ребенок на реабилитации
Ирина подчеркнула, что сейчас узакониваются разные способы дистанционной работы, в связи с чем родители смогут работать, пока их ребенок находится на реабилитации или в детском саду. Она отметила, что МРОТ — это небольшая сумма, но для многих такие деньги стали бы огромным подспорьем, а для некоторых — решением проблем, например, с оплатой реабилитации ребенка.
«У нас в стране детей с инвалидностью, к сожалению, очень много. Мы получили огромное количество обращений от родителей таких детей, жизненная ситуация которых усугубилась из-за пандемии. Семьи находятся на грани выживания», — отметила Ирина.
Согласно данным платформы «Если быть точным», в России общее количество детей с инвалидностью — 687 718. По информации Волынец, многие родители таких детей вынуждены уходить в серый сектор экономики, чтобы получать дополнительный заработок с сохранением пособия. Ирина считает, что, если дать им официальную возможность заработать, это позволит увеличить налоговые отчисления.
Помимо этого, Ирина отмечает, что для родителей детей с инвалидностью небольшая, но оплачиваемая работа может улучшить их психоэмоциональное состояние.
«Многие из нас имеют высшее образование, многие были хорошими специалистами до того, как в семье случилась беда. Многие планировали выйти на работу после того, как ребенок начнет ходить в детский сад на полный день, однако в силу тяжелых диагнозов это оказалось невозможным. Поэтому небольшие подработки являются важным связующим звеном со старой жизнью и профессиональной деятельностью», — считает Волынец.
Ирина надеется, что их обращение рассмотрят положительно, потому что оно не требует дополнительных средств из бюджета, а ситуация в семьях, по ее словам, уже критическая.